01_MAIN_NORILSK_Option_1_2
02_NORILSK_Option_1_4
03_NORILSK_Option_1_1
04_NORILSK_Option_1_3
05_NORILSK_Option_1_5
06_depozitary_2
07_shop
08_zal
NORILSK_INTERIOR_1
Novaya_posadka_day (1)
2020-02-25-_AMMA_аксонометрия copy
AKS 1-2 new
AMMA FASAD 00
AMMA FASAD 01
AMMA FASAD 1_1-500
AMMA FASAD 2_1-500
AMMA FASAD 3_1-500
AMMA FASAD 4_1-500
sit plan
01_MAIN_NORILSK_Option_1_2
02_NORILSK_Option_1_4
03_NORILSK_Option_1_1
04_NORILSK_Option_1_3
05_NORILSK_Option_1_5
06_depozitary_2
07_shop
08_zal
NORILSK_INTERIOR_1
Novaya_posadka_day (1)
2020-02-25-_AMMA_аксонометрия copy
AKS 1-2 new
AMMA FASAD 00
AMMA FASAD 01
AMMA FASAD 1_1-500
AMMA FASAD 2_1-500
AMMA FASAD 3_1-500
AMMA FASAD 4_1-500
sit plan

«AMMA» Арктический Музей Современного Искусства в Норильске

Россия, г.Норильск, Центральный район, Комсомольская, 37 (бывший «Дом торговли»)

Консорциум: mukosey:architecture/design/media \ Nowadays Office \ CITIZENSTUDIO

Проект – обладатель диплома «АРХМОСКВА-2019»

 

Проект – обладатель диплома «АРХМОСКВА-2019»

Авторская группа при работе над эскизным проектом объекта руководствовалась следующими основными положениями документа:

Миссия

актуализировать и интегрировать локальный норильский контекст через инструментарий современного искусства в глобальную систему взаимодействий, способствуя вдохновению, самоопределению и развитию северного города и человека Севера.

организовать в городе новую площадку социокультурной коммуникации, общественное пространство – точку  притяжения для людей, которые в климатических условиях Заполярья вынуждены проводить большую часть свободного времени в закрытом помещении.

Коллекция

Помимо пространства для современного искусства в составе АММА должен разместиться депозитарий – объединенное хранилище музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска», трактуемое как пространство для взаимодействия современного искусства с контекстом, отражающим в сконцентрированном виде историю и сегодняшний день Норильска.

Депозитарий музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска», размещаемый в новом здании, должен содержать общую коллекцию муниципальных музеев – фонды бывшей Норильской художественной галереи и фонды бывшего Музея истории освоения и развития Норильского промышленного района. Объем фондохранилища потенциально должен включать до 100 тысяч единиц предметов (на сегодняшний день собрание составляет свыше 77 тысяч предметов), исходя из постоянного роста коллекции, в том числе за счет формирующейся коллекции современного актуального искусства, создаваемого в рамках деятельности музейной PolArt резиденции. Депозитарий создается по типу «открытого хранения» и должен обеспечивать необходимые условия хранения музейных предметов.

Пространство

Здание, расположенное по адресу г.Норильск, Центральный район, Комсомольская, 37 (бывший «Дом торговли»), нуждается, для соответствия новым функциям, в расширении, надстройке, замене инженерных систем, возможно – в усилении конструкций.

Для соответствия заявленной выше миссии, здание после реконструкции должно подразделяться на следующие функционально-концептуальные зоны (уровни)

«горизонт сообщества» – полностью открытое публичное пространство со свободным доступом  посетителей в большинство помещений. В этом пространстве элементы, типичные для входной зоны музейного здания (кассы, гардероб, кафе, музейный магазин и т.п.) сочетаются с элементами неспециализированного общественного пространства – крытой городской площади.

Экспозиционные зоны для современного искусства в здании должны представлять два принципиально разных типа пространства:

«горизонт памяти» совмещает в себе музейное хранилище, организованное по принципу открытого хранения, с пространством для временных выставок, для которых фонды музея будут служить контекстом, фоном, представляющим собой в сконцентрированном виде историю Норильска и сегодняшнюю городскую среду.

«горизонт дали» — пространство, связывающее музей с окружающим природным и индустриальным ландшафтом, а в метафизическом смысле — с мировым художественным контекстом и с Космосом; основное выставочное пространство.

Black box (чёрный ящик) — пространство, где объекты современного искусства взаимодействуют с локальным контекстом, представленным коллекцией музея; зона открытого хранения в музейном депозитарии; тот самый упомянутый выше «горизонт памяти». «Черный ящик» будет выполнять функцию постоянной экспозиции, предоставляя широкой публике доступ к фондам музея, и работать в формате галереи-лаборатории, где контекстом для художников станет наследие города, музейная коллекция.

White cube (белый куб) — чистое и пустое адаптивное пространство временных выставок, минималистичное по архитектуре, международный стандарт для универсальных выставочных пространств. White cube предназначен для знакомства с искусством и другими практиками, новыми для города и горожан.

Иконичность — функциональность

Необычный, и в силу этого запоминающийся облик.

Внешний облик здания отражает его структуру и набор функций

Сохранение — обновление

Сохранение существующего облика здания как ценного для города архитектурного объекта

Формирование нового облика, отражающего новые функции

Открытость — замкнутость в себе

Открытость городу и горожанам, включение нового пространства в городскую среду

Надежная оболочка, оберегающая хранимые внутри ценности, защита от неблагоприятных условий внешней среды.

В рамках Архитектурной резиденции ее участники большинством голосов выбрали следующее сочетание свойств: Прорастание – сложность – открытость.

Было решено, что скрывать внешний облик существующего здания под новой оболочкой нецелесообразно ввиду технической сложности такого мероприятия, а также в силу того, что в Норильске мало общественных зданий в стилистике советского модернизма. Метод прорастания снимает противоречиемежду сохранением и обновлением, позволяя сбалансировать эти два подхода. Было также найдено объемное решение, позволившее устранить противоречие иконичности и функциональности, о чем подробно рассказано ниже.

КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНОГО РЕШЕНИЯ ЗДАНИЯ

С учетом данных комплексного обследования технического состояния существующего здания1, а также основных параметров его конструктивных элементов (шага колонн и высоты этажей) было решено отказаться от надстройки здания полноценным дополнительным этажом. Предложена компоновка с размещением части музейных функций в новом пятиэтажном пристроенном корпусе, который из композиционных соображений, а также с учетом границ смежных земельных участков, размещен с южной стороны от существующего здания.

На первом и втором этажах существующего здания при такой компоновке разместятся пространства, соответственно, Горизонта сообщества и Горизонта памяти, а в новом корпусе будут распределены пространства Горизонта дали. Новый вертикальный объем также символизирует декларированную в Стратегии связь между землей и небом, человеком и космосом, которую олицетворяет АММА.

Новый корпус композиционно поддержит ритм высотных зданий, расположенных вдоль ул.Комсомольская – Почтамта, Дома связи и Дома правосудия.

Новый корпус состоит из двух разновысоких объемов, соединённых шарниром остекленной парадной лестницы и приподнятых над землей на высоту глухого цокольного этажа, который открывается в сторону ул. Комсомольская «пещерой» главного входа.

Над существующим зданием надстраивается легкая конструкция, которая служит носителем для медиа-инсталляций, а также местом установки внешних блоков систем вентиляции и кондиционирования.

РЕШЕНИЯ ФАСАДОВ

Внешний облик здания отражает сложность внутреннего устройства.

Старое здание, в котором центральным элементом является «горизонт памяти», должно выглядеть «своим» в городской среде, привычным, хотя и немного необычным. Для его отделки выбран наиболее живописный из распространенных в городе отделочных материалов – «шуба». Она, с одной стороны, устойчива к сложному норильскому климату, но все время немного изменяется, сохраняя на себе следы времени и постепенно меняя цвет и оттенки. Одновременно «шуба» – метафора надежного хранителя тепла, обещающего покой и уют внутри.

В трапециевидных окнах-витринах старого здания размещается озеленение с яркой подсветкой – это типичный норильский прием, который архитекторы многократно наблюдали в окнах жилых домов.

Новый корпус, напротив, должен выглядеть загадочным, неизменным и вечно новым, непохожим на окружающий городской ландшафт. Материал внешней облицовки – вертикальные металлические или керамические ламели светлого оттенка, за которыми скрывается глухой фасад, в котором, где необходимо (в частности в местах расположения офисных помещений), предусмотрены оконные проемы (полностью остеклена лишь вертикаль парадной лестницы). Объем, облицованный таким образом, в светлое время реализует идею «архитектуры не в фокусе» за счет игры светотени на ламелях, а в темное – мягко и фрагментарно светится, давая зрителю легкий намек на то, что скрыто внутри.

Конструкция, надстроенная над кровлей существующего здания, представляет собой «лес» из сравнительно тонких металлических колонн, укрепленных не видимыми с расстояния горизонтальными связями и диагональными растяжками. В летнее время, когда в городе преимущественно светло, он служит носителем для легких, но материальных инсталляций, в зимнее – для световых, раскрывающих заявленную в стратегии тему «источника тепла и света».

БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ

Эскизный проект отражает предложения по благоустройству как на участке музея, так и на прилегающей территории. Композиция плоскостных элементов благоустройства подчеркивает объемное решение здания. Территория разделена на широкие полосы, расположенные широтно и выявляющие ритм выступающих объемных элементов главного и заднего фасадов объекта – нового корпуса, лестничных клеток и загрузочного дока старого здания. Два ответных меридиональных плоскостных элемента подчеркивают ключевые направления движения вдоль тех же фасадов. Сочетания плоскостных элементов образуют четко выделенные площадки перед главным входом в музей и главным фасадом старого здания, а также перед загрузочной зоной и творческими мастерскими – со стороны двора. Материалы поверхностей включают два вида крупноформатных плит, асфальтовое покрытие, засыпку местным щебнем с утрамбовкой, газон. Все покрытия позволяют осуществлять установку уличных скульптур и инсталляций, которые могут устанавливаться в дальнейшем по мере пополнения коллекции музея. Расположение твердых покрытий принято с учетом необходимости обеспечения проезда для пожарных машин и автомобилей, обслуживающих трансформаторную подстанцию. Кроме того, обеспечена возможность въезда и разворота грузового транспорта для загрузки музея, а также все возможные направления перемещения пешеходов по территории. Значительная ширина зоны УДС к северу от здания позволяет разместить в этой зоне и тротуар вдоль проезжей части, и парковку с необходимым количеством машиномест.

01_MAIN_NORILSK_Option_1_2
02_NORILSK_Option_1_4
03_NORILSK_Option_1_1
04_NORILSK_Option_1_3
05_NORILSK_Option_1_5
06_depozitary_2
07_shop
08_zal
NORILSK_INTERIOR_1
Novaya_posadka_day (1)
2020-02-25-_AMMA_аксонометрия copy
AKS 1-2 new
AMMA FASAD 00
AMMA FASAD 01
AMMA FASAD 1_1-500
AMMA FASAD 2_1-500
AMMA FASAD 3_1-500
AMMA FASAD 4_1-500
sit plan