Китайгородская стена. Триптих
Елизавета Желаева
Этот проект о поиске не случившихся образов Москвы, в силу тех или иных обстоятельств в прошлом, касающихся архитектурной деятельности. Отталкиваясь от момента сноса Китайгородской стены, я создаю три параллельные реальности, в которых работают следующие условия.
В первом случае город тяготел к сохранению строений, ничего не было снесено и ничего не было построено. Здесь в наибольшей степени отображен слой утраченных зданий.
Второй случай рассказывает о “новом городе”, где снесли весь существующий слой и возвели новый. Его образ состоит из нереализованных проектов первой половины XX века.
Третья история о городе, где возможно всё, он характеризуются высокой степенью многослойности, так как в его структуре ничего не было утрачено окончательно и практически все было построено. Здесь на слой случившейся действительности места накладывается и слой снесенных зданий разных эпох, и нереализованные масштабные проекты.
На каждый образ мы смотрим из сегодняшнего дня и используем характерно нашему времени, поэтому я добавила узнаваемые московские атрибуты. В этом проекте константой остается только Китайгородская стена, которая не была снесена, но и стала используемой горожанами и проходит красной нитью через весь триптих.
«Археология будущего»
Воркшоп Citizenstudio для фестиваля Открытый Город-2021
Проект награжден СЕРЕБРЯННЫМ ДИПЛОМОМ ФЕСТИВАЛЯ
Участники: Елизавета Желаева, МАРХИ, Елизавета Дворщенко СпбГАСУ, Максим Черепанов, МАРХИ, Елена Смирнова МАРХИ
Кураторы: Даниил Никишин, Михаил Бейлин
КУРАТОРСКИЙ МАНИФЕСТ
Основным методом, которым мы пользуемся, является ретроспективное препарирование временной материи. Осуществляется, своего рода, бросок наблюдателя в прошлое. Отскок, согласно идее, внезапно происходит под непривычным углом. Возвращаясь из контрольной точки прошлого, в которой события, эпохи, тенденции сформировались иначе, чем мы знаем, мы наблюдаем изменения привычной картины настоящего.
Зачастую, бросая мимолетный взгляд на знакомые ландшафты, мы задаемся вопросом – «А что, если бы?».
Что, если бы Петр не перенес столицу в Петербург? Если бы не произошел пожар Москвы? Если бы не случилась Октябрьская революция и город сформировался в буржуазную столицу, наподобие Парижа? Если бы не случился резкий переход от конструктивизма к классицизму и ампиру?
Многие подобные сценарии, своего рода утопии-предвкушения, формализовались в графике, литературе, кинематографе – наподобие сталинского плана реконструкции Москвы.
Мы размышляем над тем, как бы мог выглядеть город сегодня, если бы некоторые мировые тенденции, наподобие высотного строительства, приходили не извне спустя десятилетия, но зарождались эволюционно именно на московской земле.
Оглядываясь по сторонам, каждый раз встречаясь с тем или иным игровым сценарием, в котором мы исследуем настоящее через альтернативное прошлое, мы задаемся вопросом – что делает наш город особенным, что делает Москву именно Москвой? Поверни русло истории в сторону, перестанет ли Москва быть Москвой?
Инструкция к действию:
Мы формируем пул событий, исторических сдвижек и аберраций, описывая и размышляя над тем, как в результате их возникновения, менялись тенденции, ландшафты, городская жизнь и уклад.
В дальнейшем, в игровой манере, мы пересобираем привычные локации, с точки зрения свидетеля результата этих изменений, находящегося в сегодняшнем дне.