Реконструкция и приспособление особняков на Софийской Набережной в Москве
Совместно с «Меганом» (https://meganom.team/)
Генеральный проектировщик: Архитектурное бюро Сергея Скуратова»
Реставраторы: «ПФ-Градо»
Заказчик: «Capital Group»
Площадь: 11200 м2
Проектирование: 2014-2019 гг
Реализация: 2017-2022 гг
Адрес: г. Москва, Софийская набережная, д. 4.стр. 1, д. 6 стр.1, д.8 стр. 1, д. 10 стр.4, д. 14 стр. 14, д.14 стр.1
Фотографии: Даниил Анненков
Совместно с «Меганом» ( https://meganom.team/ )
Объект расположен на острове Балчуг в Москве. Участок проектирования представлял собой три исторические территории: «Товарищество «Эйнем», конец XIX века; Комплекс зданий Мариинского женского училища, XVIII – начало XX вв.;Софийский Механический завод общества Г. Листа, XVIII – XIX вв.. Нашей зоной ответственности была территория, непостредственно примыкающая к Софийской набережной. На ней располагались сохранившиеся здания, являющиеся памятникамиархитектуры. Задачей было
восстановление и реставрация 5 сохранившихся особняков, а также, воссоздание 5 утраченных зданий этих исторических ансамблей. С приспособлением этих объектов под гостиничный комплекс и жилые резиденции с подземной частью. Так же, общей задачей с генроектировщиком была связь исторической зоны с зоной нового строительства, располагающейся со стороны Болотной площади. Целью проекта было бережное отношение к памятникам архитектуры, сохранение и воссоздание облика сохранившихся зданий. А так же, создание новых зданий на месте утраченных, с соблюдением габаритов прежней застройки и общих особенностей внешнего вида.
Основной опасностью при работе над этим проектом мы видели появление территории тотального новодела. Где не будет разницы между сохранившимися отреставрированными зданиями и построенными на месте утраченных новыми домами. Единый отштукатуренный мир московских декораций. Нам было важно, во-первых, максимально сохранить детали реставрируемых памятников и их идентичность в целом. Во-вторых, мы хотели создать некий архитектурный язык для новых домов, который, с одной стороны, демонстрировал бы то, что эти дома современные. А с другой, делал бы их частью исторического ансамбля.
Изначально мы планировали при проектировании зданий на месте утраченных соблюдать только прежние габариты построек, а архитектуру делать новую. Но требованием МосГорНаследия было сохранение прежнго облика, несмотря на то, что дома эти были давно снесены. Осложняло задачу (или делало ее более интересной) то, что по многим постройкам практически не сохранилось материалов. А некоторые из них были утилитарного характера. То есть, буквально, почти не имели окон, будучи складом, например.Таким образом, нам предстояло перепридумать эти здания заново.
Что касается языка новой архитектуру, то за время проектирования мы перебрали несколько приемов. Выделять новые здания другим кирпичом, оставлять голую кладку, выделять цветом. В итоге, мы пришли к идее сохранять цветовое решение новых домов в соответствии с историческим исследованием, но не штукатурить стены. А красить кирпичную кладку. Это очень важный и аутентичный прием в исторической московской архитектуре. Мы специально делали глубокие швы в кладке, чтобы усилить светотень. Подробно разрабатывали рисунок кладки – это стало еще одной важной задачей проекта. Но самый ярким приемом, который мы использовали, стала фактурная кирпичная кладка. У каждого нового дома хотя бы одну стену мы выкладывали кирпичом, повернутым под углом. Как правило, он составлял 7 градусов – экспериментально выверенный угол поворота. Так же, именно кладкой мы выполняли современные технологические атрибуты, например, крупные решетки дымоудаления.
Вообще работа с кирпичной кладкой в этом проекте для нас стала наиболее важным инструментом. Мы настояли на том, чтобы стены новых домов строились по аутентичному принципы «колодцевой» кладки. Нам самим пришлось придумывать, как адаптировать ее под современные требования энергоэффективности. Этот проект для нас был пространством постоянных изобретений. Это был процесс создания исторической идентичности в современной архитектуре через постоянный эксперимент. Большая часть которого проходила непосредственно на стройке.
Под новыми зданиями находится 3 подземных этажа, объединяющие «исторический» комплекс с новым масштабным строительством со стороны Болотной набережной. Вся территория объединена единым благоустройством, разработанным «Архитектурным бюро Сергея Скуратова».